Комплекс 2

О комплексе неполноценности и комплексе превосходства

Очень часто в нашей жизни мы слышим как о ком-то ненароком скажут: «Да он комплексует». Или так: » Видимо у него комплекс неполноценности.» И сразу складывается негативное представление о человеке, который ощущает собственную бесполезность, никчемность и ущербность, как бракованный товар, который, если не пожалеют, то попросту спишут и выкинут на «помойку».Комплекс1

Мне хотелось бы внести ясность в это, так как в большинстве случаев люди реагируют  эмоционально негативно на такое мнение о себе окружения.

Многие наверное читали, что автором термина » комплекс неполноценности»  является австрийский психолог , психиатр и мыслитель Альфред Адлер, основатель индивидуальной психологии. Но, представляя этот термин миру, он указал, что не следует понимать его как нечто болезненное и ущербное. «Чувство неполноценности само по себе не является ненормальным. Оно причина всех улучшений в положении человечества». (А. Адлер  1956г.)  Читая статьи в интернете, я обнаруживаю в них одну единственную мысль — «комплекс неполноценности – одна из главных причин всех наших неврозов.»  Я считаю, и неоднократно убеждаюсь в своей работе, что в психике  нет определенных схем. Да, мы можем прийти, испытывая чувство неполноценности к неврозу, но так же благодаря ему мы можем развить свои силы и способности.  Органы и функции способны компенсировать друг друга. Например, пораженный сосуд головного мозга провоцирует  развитие рядом расположенных сосудов (коллатералей), для того, чтобы усилить кровоток к поврежденному участку. Слабовидящий склонен чаще прислушиваться. Так же и в нашей душевной жизни. Человек со слабым слухом напрягает слуховой орган и различает самые тонкие различия звуков. Известно, что некоторые художники имели в детстве врожденную близорукость, а композиторы — плохой слух.  Из истории известны примеры, когда стремление преодолеть свою неполноценность приводило к выдающимся результатам. Так, Демосфен, с рождения страдавший дефектами речи, благодаря своему стремлению справиться с недугом, стал величайшим оратором. Или, к примеру, легендарный полководец Суворов — в детстве он был крайне слабым и болезненным, однако ценой самоотверженных упражнений сумел добиться исключительной физической стойкости и выносливости. Ведь «чувство личной ценности может возникать лишь из достижений, из способности преодолевать.» ( А. Адлер.1964г.) То есть вопреки расхожему мнению, комплекс неполноценности — это нормальное и естественное для человека чувство. Адлер высказался по этому поводу достаточно афористично: » Чтобы быть полноценным человеком, надо обладать комплексом неполноценности».  Но почему же комплексы неполноценности всё же приводят к неврозу?  Видимо все дело не в качестве, а в количестве и направленности наших усилий, в целях, которые мы имеем и в стиле жизни, то есть в способах, выбранных нами для достижений своих целей. То есть  определяющим является не сама неполноценность, а сила и характер ее восприятия человеком. Если переживания неполноценности начинают доминировать в душевной жизни человека, окрашивая ее в негативные эмоциональные тона, человек утрачивает способность к позитивному развитию. Мы просто забываем, что как люди, то есть по своей родовой принадлежности, мы уже неполноценны, так как не имеем клыков, теплой и толстой шкуры, не обладаем большой скоростью бега и достаточной силой. Но поэтому и развилась вся человеческая культура: техника, язык, социальная организация, наука. Начиная с детства, в связи с неравенством, формируются все задатки чувства неполноценности. Ребенок, по сути несчастное существо, зависящее от взрослых, и вынужденное им подчиняться. Ребенка могут унижать за врожденный дефект сверстники. Не легче и избалованному ребенку, который не привык терпеть, а в новом окружении, где он уже не кумир, ему бывает очень сложно. Но это только некоторые ситуации. Каждый ведь из нас может рассказать не одну драматическую историю из своего детства, в детских и подростковых коллективах царит непонимание, много борьбы и напряженности, часто отсутствует жалость к сверстнику. Идет борьба за лидерство и успех у противоположного пола. А поражение дает чувство неполноценности. Половые отношения  обостряют это чувство, мальчики боятся, что они не обладают той отвагой, открытостью и силой, которые связывают с «мужским идеалом». А с девочками бывает не менее драматично. В моей практике одна пациентка вспомнила, что в детстве родители ей внушали, что у нее нет никаких способностей и поскольку она девчонка, то быть ей «недалеко от кухонной печи» всю жизнь.  Взрослея, мы набираемся разных знаний, но глубоко заложенная в подсознание родителями и сверстниками неправильная оценка своей личности, уже сформирована.

Комплекс 2Комплексы — это те наши внутренние ощущения, которые по каким-то причинам заставляют нас считать себя какими-то другими, не такими, как все. А основа ведь находится в неправильной оценке либо себя, либо ближайшего окружения, само собой уже окрашенного эмоционально негативно. Обо всех комплексах говорить смысла большого не вижу, описание их можно найти при желании в литературе психоаналитической психотерапии, а вот  наиболее часто встречающиеся в моей практике комплексы укажу :

комплекс брошенности(основа находится в неправильной оценке собственного поведения),

комплекс «страх перед противоположным полом»(основа — в неправильной оценке своей половой роли)

комплекс «гадкий утенок»(основа — неправильная оценка своей внешности)

комплекс агрессии(основа- неправильная оценка половой роли противоположного пола)

Обо всем этом могу рассказать на конкретных примерах своих пациентов, но задача моя в этой статье -обозначить и показать важность понимания сути комплекса неполноценности.

Самоупреки, ревность, жестокость, страх перед женщиной, бесстыдство или совестливость, болтливость или молчаливость — всякий человек найдет в себе хотя бы некоторые зародыши этих невротических проявлений комплекса неполноценности, и естественно,  будет находить в них логику чувств. И это еще раз будет подтверждать, что наши недостатки — это продолжение наших достоинств. Болезнь ведь по сути — это недоразвитость или повышенная активность  какой- то здоровой функции. Здоровье — это уравновешенный баланс процессов, каждый из которых может привести к болезни.

Чувство превосходства, которое неизбежно будет зарождаться с чувством неполноценности, тоже не может изначально считаться патологическим, но так же при дисбалансе процессов может привести к страданию. Если это стремление соединяется с заботой о ближних, то это чувство развивается в здоровом направлении, личность пытается использовать все свои возможности. Мы можем в полной мере увидеть талант или гениальность личности и причиной этого будет комплекс превосходства. Невротическим симптомом чувство превосходства становится тогда, когда навязчивой идеей становится не конструктивность и реальное превосходство, а мнимое, включающее подчинение себе других, желание подмять под себя стремления и желание другого. Это носит характер постоянной игры на себя, которую естественно, заметит каждый. Такое стремление к личному, воображаемому превосходству  не принесет признания.  Желание приобретать очень дорогие и престижные вещи и выставлять их напоказ тоже свидетельствует о комплексе превосходства. У некоторых женщин этот комплекс проявляется в желании манипулировать мужчинами и добиваться могущества над ними. Словом, комплекс превосходства как у мужчин, так и у женщин – это стремление властвовать, казаться «великим», «крутым», самым-самым….! А на деле это всего лишь фасад, за которым скрывается несчастная израненная душа. И обладатель этой души всю жизнь никак не может понять, почему же его превосходство над другими людьми не приносит такого желанного мира в душе и удовлетворения, которое он ищет всю жизнь. И опять же всё дело в степени проявления всего этого. Любой при желании может увидеть у себя зародыши комплекса превосходства и связать его с чувством неполноценности в прошлом.

Всё в жизни человека проявляется в динамике, то есть в развитии. Поэтому можно сказать, что у личности есть прошлое и будущее. Будущее неразрывно связано с нашими стремлениями и целью, тогда как прошлое указывает на характер неполноценности.  Комплекс неполноценности нас больше интересует вначале, а комплекс превосходства нас интересует в его динамике. Всё может сыграть свою роль в проявлениях этих чувств и в картине жизненного стиля.  Роль могут сыграть и особенности интеллекта, и темперамент, и способность приспосабливаться к окружению, и ,наконец, просто удачное знакомство с кем-то.  Мне хотелось  показать вам, мои читатели и пациенты, что комплексы — это не патология, это то, что может повернуть личность в любую сторону. Помнить надо, что жить — это значит развиваться. Убеждена, что не стоит верить статьям, негативно раскручивающим понятия «комплекса неполноценности» и «комплекса превосходства». Почитайте лучше первоисточник, коим являются труды замечательного мыслителя Альфреда Адлера. Если мне удалось убедить вас с критикой относиться к крайностям при прочтении публикаций на тему комплексов, то буду удовлетворена своей выполненной задачей  в этой статье.

13 thoughts on “О комплексе неполноценности и комплексе превосходства

  1. Если комплекс неполноценности преодолеть не получилось, то это может привести к неврозу в зрелые годы. Иногда комплекс неполноценности проявляется внешне в комплексе превосходства — в хвастовстве и высокомерии.

    Ответ Т.Грибцова.
    Здесь написано немного о другом. Думаю, что с комплексом неполноценности не надо бороться вообще. Ведь что такое комплекс неполноценности по сути? Это наша проработка непонимания себя как личности, недооценки своей мужской или женской роли, или неправильная односторонняя оценка своей внешности, без понимания огромных возможностей удовлетворения от какой-либо деятельности в любой сфере человеческого бытия. Отсюда простой вывод — найдутся ресурсы для понимания своего места — сам комплекс разрушится, без обозначения границы его как такового. Иными словами со временем у самого жуткого комплекса при наличии правильного направления может пропасть основа его и смысл, если не на комплексе сконцентрировать внимание, а на смысле и стиле жизни…

  2. Людмила Исаенко:

    Здравствуйте,Таня!Большое спасибо за великолепную статью,которая касается каждого,без исключения.Ведь ,если ты этим не болен,то это ещё не значит,что твоё окружение здорово,поэтому эта статья будет полезна всем.Мы можем страдать,превратив свою жизнь в безрадостное существования,а можем использовать это чувство для развития своих сил и способностей,ведь преодолевая комплекс неполноценности,мы можем достичь неплохих результатов.Главное ,понять причину,которая и привела к этим комплексам,а она,как всегда ,тянется своими корнями из нашего детства.Желание быть лучшим,с одной стороны ,приводило к развитию и совершенствованию,к профессионализму,но,с другой стороны,-когда это желание не соответствовало реалиям жизни,то жизнь шла «под откос»,что и приводило к различным неврозам.Причина-в неправильной оценке окружающих ,либо себя самого и находится она внутри нас,в нашем мышлении.Снаружи есть только комплексы,и осознание их,помогает человеку взять их под свою ответственность и направить в нужное русло и тот или иной комплекс дан человеку для того,чтобы он научился думать,действовать,решать свои проблемы и трудности самостоятельно и научился управлять этими чувствами неполноценности и использовать во благо себе и своего развития.

  3. Птичка- синичка:

    Стремление к гиперкомпенсации комплекса может развиться в свою противоположность, когда человек не старается подняться над другими за счет своих талантов или достижений, а начинает стаскивать их вниз, под себя и затаптывать, тем самым обретая своё превосходство. А.Гугенбуйлель-Крейг описал комплекс власти, проявляющий себя в социальных профессиях, как гиперкомпенсацию КН. Татьяна Ивановна — редкое исключение, она стремится к познанию и принятию человека не для того, чтобы его спасать, а для того, чтобы люди знали где выход, стремились больше понимать себя и своих близких, осознавали что происходит и как с этим справляться. Спасибо за статью.

    Ответ Т. Грибцова.
    Спасибо за дополнение и за такую позитивную оценку моей деятельности.

  4. Птичка- синичка:

    Прочитала статью и вспомнился старый детский фильм ДУБРАВКА, о девочке, которую смело можно назвать аутичным ребенком, о её противостоянии всему миру, о злой ревности и битвах за свою детскую любовь к красивой женщине Радуге. О её лихих пантеровских проделках вроде ныряния на глубину за раковиной для этой женщины и воровства гвоздик по ночам…Как страшна жизнь этой загнанной девочки, как малопонятно её ожесточение и антагонизм , если не знать о её сиротстве, отсутствии взрослых моделей для подражания.Желание физически быть сильнее мальчишек, желание власти над чужими тайнами, ложь и интриги , всё только ради того, что бы быть отвергнутой теми, чью любовь она так яростно старается завоевать. Оскорбления и обвинения, конфликты со всеми, кто встречается на её пути -это реалии её отношений с обществом, с людьми, с близкими и дальними, она ищет или восхищения или ярости, она хочет власти над эмоциональным состоянием других, она живет в мире своих аффектов, которые стоят между её рационализмом и восприятием реальности, и, главным заправилой там является КН отверженного ребенка. Пытаясь быть сильнее и властнее чем другие( стремясь к превосходству над окружающими), она постоянно сталкивается с насилием и отпором…ещё более стойким отвержением…Вот как выглядит, порою, в психоанатомии романтическая история о дикой девочке…

    Ответ Т. Грибцова
    Спасибо за то, что поделились. У меня такое впечатление, что колоссальное количество красивых поступков мы видим благодаря комплексу неполноценности. Мы ими восхищаемся, видя лишь внешнюю оболочку действа, наблюдая шикарное произведение искусства, душевную чувственную музыку, великолепные, «задевающие за живое», стихи. Но, что творится в душе создателя, часто не знаем, а иногда только догадываемся, читая воспоминания очевидцев талантливых творцов.

  5. Птичка- синичка:

    мне кажется, что КН формируют родители, которые, будучи сверхтребовательны, а часто и сами страдающие КН и стремящиеся компенсировать его за счет достижений ребенка, долбят и мучают неокрепшую душу мотивациями наоборот (например, ты никогда не сможешь, не думала, что у меня такая…дочь, что не может…и пр.), или прямыми манипуляциями (мне так плохо, хоть бы ты меня порадовал своими успехами.. но и от тебя не дождешься ничего такого), сравнениями не в пользу ребенка (посмотри на Васю — он уже ковер выбивает, какой золотой мальчик, не то что ты лентяй, а Ира перешла в пятый класс без единой четверки…какое счастье маме и бабушке) или прямо говорят, с ненавистью: ты такой же как твоя мать…, как твой отец…, как твоя бабушка …) Их ДЕТИ -это нечто такое, что должно затмить всё и вся вокруг и дать удовлетворение за их собственные неудачи, вроде неверного брака или собственного уродливого детства…родители — это фильтр информации из внешнего мира, какую они допустят к ребенку, с той он и пойдет по жизни.

    Ответ Т. Грибцова
    Совершенно согласна, всегда прослеживается психическое нездоровье ребенка, когда определяются запущенные в невротическое развитие комплексы неполноценности его родителей. Печально, когда неправильно мотивируют и сравнивают, и конечно говорят ребенку это эмоционально. Даже мимику ребенок улавливает мгновенно, а о внушаемости детской психики известно всем. Но часто ли взрослые отдают себе отчет в том, что они не воспитывают своими эмоциями, а закладывают в подсознание очень серьёзные проблемы на большой промежуток времени, а возможно, на всю жизнь. Думаю, что нет.

  6. Asunta:

    А вообще-то Татьяна Ивановна, я выкатала статьи, подчеркнула для себя значимое и, как всегда, слышу Ваш голос:»От этого не умирают».Значит, будем жить дальше. Спасибо Вам за нужные слова в нужное время.

    Ответ Т. Грибцова
    Как правило, человек запоминает те фразы, которые ему близки, и которые именно он и ждал в это время. Я рада, что Вы услышали и восприняли то, в чем нуждались тогда.Спасибо за комментарий.

  7. Asunta:

    Я могла бы высказаться по каждому тезису вашей статьи. Я вижу то, что она для меня.Я понимаю это в каждом почти слове. И самое главное, что страдавшие в детстве из-за комплекса неполноценности мои одногодки, затем воспитавшие полууродов, сейчас переносят те же принципы воспитания на внуков — унижения, оскорбления, моральное истязание. Оно завуалировано, закрыто, но истязает чаще, чем открытая агрессия. Тяжело, когда сталкиваются два мировоззрения, два пути воспитания и развития личности. Для ребенка — это особенно тяжко. Жить в одном мире, где он пусть не супер герой, но уважаемый человек, ругаемый, хвалимый и все за дело, любимый, полноправный член семьи. Потом столкнутся с другим миром, где все мерки в деньгах, посуде. Где главное — не заработать умом и трудом пятерку, а натереть до блеска полы и ноготочками отдраить кастрюлю — тяжко. А легче же посуду мыть и не думать. Зато оскорблять никто не будет и будешь жить, как все. И будешь всю жизнь, как все. Вот и стараешься вытянуть. Показать с фонариком в руке и другой мир, и другую посуду, которую для тебя помоют, и показать, как ценится ум, и оценить объективно и поругать. Дал бы только Господь здоровья! Главное — выбор самого человечка. Кем он захочет стать.Что ему ближе. Иногда может и не надо вмешиваться? И все равно с утра тихо и ненавязчиво я буду опять рассказывать о ком-нибудь из предков, о его достижениях, о труде его и таланте. Глядишь, и взойдет росточек , который потом поможет преодолеть в себе что-то негативное.

    Ответ Т. Грибцова
    Я понимаю Вашу проблему. Она есть. Но главное ведь цель есть, и пути решения намечены. И изменить ведь можно и помнить добро внучки будут непременно. Не терять бы цели и всё будет как надо.

  8. Asunta:

    Я, как всегда, медленно и вдумчиво читала и перечитывала статью. Буду к ней возвращаться как и другим.Эта статья не в бровь, а в глаз. Я тоже в детстве иногда страдала из-за фамилии, из-за чрезмерной худобы и т.д. Но когда мне родители объяснили происхождение конкретной наших фамилий(мы потомки Разинцев и Пугачевых и известных купцов Астрахани), когда мне брат, папа и мама стали рассказывать о неординарных достижениях и чертах характера наших родственников — истинных самородков, когда я поняла, что брата за его личностные качества в школе и институте уважительно звали «Ленин», а потом «Иисус», не «Иисусик», это помогло мне такие горы свернуть, что многие удивлялись. Интуитивно я также вела себя и с дочерью. Жаль только, что наши дети восприняв все, как должное, не защищают своих детей, позволяют другим людям взять на себя роль воспитателей и воспитывать их в плебейском духе подчинения и косности. Приходится сейчас вот биться и с этим.

    Ответ Т. Грибцова
    Да приходится бороться со всем, что нашим детям и внукам может навредить. И животные защищают своих детенышей настолько, насколько способны, и они облизывают и ласкают их, давая свое животное тепло. Человеку свойственно больше ошибаться в психологическом смысле, потому, что социум сложнее и разнообразнее, да фантазий и иллюзий намного больше. Жаль, что это часто именно так. Остается выход один — понимать корни проблем, и в этом двойственном мире творчески искать пути решения.

  9. Интересующийся:

    Стремление к личному, воображаемому превосходству,как это не грустно, приносит признание в молодежной среде, и не только…и когда «израненная душа» поймет что это только фасад, для неё(души) это может быть необратимо поздно. Наш социум болен хронически, поэтому действительно, разностороннее развитие личности должно приобрести национальный масштаб, а саморазвитие стать одной из его частей. Эта статья помогает взглянуть на комплексы «с другой стороны», ну а критически нужно относиться не только к крайностям но и к кажущимися вполне адекватным вещам…
    Спасибо.

    Ответ Т. Грибцова
    Это так. Социум вылечить невозможно и единственный выход остается — понимать симптомы болезни общества, понимать свои комплексы и комплексы других, не закрывать глаза на очевидное, выработать для себя как обязанности, так и права в этом социуме. И пока «национального масштаба» мы не наблюдаем, не будем забывать, что жизнь наша продолжается и то, что происходит в ней, когда мы страдаем или радуемся, уже в полной мере не повторится.

  10. Любовь:

    Спасибо за статью! Тема, действительно, жизненная, т.к. мало найдётся людей, не имеющих тех или иных комплексов. Комплекс неполноценности, по большей части, «родом» из детства и, хорошо, если рядом окажутся люди, которые помогут человеку распознать и развить в себе какие-то способности, талант, чтобы развиваться дальше и изжить в себе комплекс. Если с возрастом человек не меняет своего отношения к жизни, окружающему, событиям, значит он не развивается, а стоит на месте или катится вниз. Ведь развиваться, меняться, изживать в себе негативное- это Труд. Хотелось бы, чтобы как можно больше людей ознакомились с Вашей статьёй. Ещё раз спасибо!

    Ответ Т. Грибцова
    Вам спасибо за столь позитивный комментарий и за интерес к моим статьям. Над этой статьей можно поразмышлять, взяв за основу главные тезисы. Моим читателям желаю подумать над мыслями, цитатами из первоисточника, право, мысли А.Адлера стоят того.

  11. К счастью природа создала физические ограничения, что помогают человеку выжить. К счастью или к несчастью человек выработал и психологические ограничения, которые с одной стороны способствуют, а с другой стороны препятствуют точному восприятию мира.

    Ответ Т. Грибцова
    Если считать, что отсутствие клыков, шерсти, быстрых ног — физические ограничения, то способность логически мыслить, делать умозаключения, развивать науку и технику, — это компенсация. То, что Вы называете психологическими ограничениями, видимо, являются психологическими защитами от ненужной в данный момент конкретной личности информации. Не всю информацию, и не любой личности знать надо, чтобы сохранить себя или свой интерес, а так же поддержать свою социальную значимость в конкретном окружении. Поэтому мы выбираем значимое, а остальное стараемся отбросить…

  12. Валерий:

    Очень толковая и уверенная статья. Сначала сложилось впечатление, что всё сказанное абсолютно отражает проблемы комплексов. Но при втором, третьем прочтении появилась мысль, которую постараюсь изложить понятно.
    Вот несколько ключевых фраз этой статьи:
    «Чтобы быть полноценным человеком, надо обладать комплексом неполноценности»
    «Чувство неполноценности само по себе не является ненормальным. Оно причина всех улучшений в положении человечества». (А. Адлер 1956г.)
    «Чувство личной ценности может возникать лишь из достижений, из способности преодолевать.» (А. Адлер.1964г.)
    Ну что тут можно добавить?
    Но мне кажется для того чтобы эту статью и другую информацию по этой теме человек мог воспринять, как руководство к пониманию и действию он, человек, должен понять, что имеет дело со своим комплексом неполноценности или комплексом превосходства. Что это не приговор судьбы, а корректируемая ситуация.
    Думаю, что чаще человек как-то обделённый природой, к примеру, маленький, рыжий, конопатый, кривоногий и т.д, которого обязательно угнетает ощущение собственной неполноценности и отношениях с противоположным полом и при приёме на работу, да в любых ситуациях, должен победить это состояние и понять, что не он не полноценен, а это его комплекс неполноценности и надо просто потрудиться, позаниматься с психотерапевтом, почитать. И всегда найдётся человек, которому нравятся именно такие люди. Заменить внешность интеллектом и будет прекрасная карьера и т.д. Тоже самое можно сказать о человеке с чувством превосходства. Ему тоже придётся потрудиться. Для того, чтобы стать удобо воспринятым и желанным. И неизвестно кому больше надо трудиться. Ведь это только кажется, что красивым и вроде бы удачливым легко. Красивой женщине много даётся легко. А вот платить потом за эту лёгкость приходится часто тяжело.
    В заключении повторюсь, статья полезная и умная, с моей точки зрения.
    И она принесёт пользу, если человеку кто-то объяснит или он сам поймёт, что то что он есть и что его угнетает и мешает жить это всего лишь комплекс неполноценности, который дан, чтобы думать, действовать и решать проблемы.
    Если конечно поймёт и поимеет силы корректировать ситуацию и бороться за своё Я, которое ничем не хуже чьего-то.

    Ответ Т. Грибцова.
    Почти всё понято именно так, как мне бы захотелось. Только одно уточнение. Внешние данные, как «маленький, рыжий, конопатый, кривоногий» могут быть причиной гордости для личности, которая внутренне желает быть непохожей на всех окружающих. И эти свои особенности внешности комики и эстрадные артисты используют себе на пользу. Весь вопрос в том, как родители, старшие братья или сестры, обьяснят ребенку, а потом подростку, преимущества его внешних данных. Значит дело ведь не столько в обьективных особенностях,а в том, как субьективно на психике они отразятся. Вполне возможно, что даже при наличии значительных внешних дефектов тела не будет места комплексу неполноценности.

  13. ЛИра :):

    Таня, тема саморазвития дорогого стоит всегда :)
    есть ещё такой путь… выраженный мною уважаемым Эйнштейном
    «Все мы гении. Но если вы будете судить рыбу по её способности взбираться на дерево, она проживёт всю жизнь, считая себя дурой»

    Ответ. Т. Грибцова
    Конечно. Я хотела именно сказать, что тот, кому повезло в детстве иметь умного взрослого, брата или сестру, старшего друга, умеющего вовремя оказать поддержку, или указать правильный путь для реагирования в будущем, никогда не забудет своего наставника. Он подсознательно будет иметь в голове то направление, которое ему в нужное время было подсказано. Пусть потом оно будет сознательно скоррегировано, но в общем целеустремленная личность формируется очень рано, в детстве. Хорошо бы, если бы родители, бабушки и дедушки об этом помнили.И понимали, что в детстве они из ребенка могут сформировать или будущего невротика, или уверенную в себе творческую личность. И даже не важно в какой области эта личность себя проявит, главное, что она будет свободно и уверенно выбирать занятие и совершенно точно найдет свой интерес.

Добавить комментарий для ЛИра :) Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>